И так, продолжаем отрывки из "ненаписанной книги"
О МЕХАНИЗМАХ
И СИСТЕМАХ ПРЕРЫВАНИЯ ХОДА
ШПИНДЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Наиболее древние механические приборы для измерения времени известны с 12 в. Это были довольно простые и очень массивные механизмы, устанавливаемые на башнях в крупных городах, приводящиеся в движение системой противовесов — т.н. гиревые часы. В течение почти 300 лет эти башенные механизмы совершенствовались, но вопрос о том, чем заменить гири и канаты для приведения часов в движение оставался не разрешенным. Только изобретение в 1450 г. свернутой в спираль плоской пружины позволило разрешить эту проблему. Сразу же были сконструированы относительно миниатюрные часы, которые можно было переносить, но т.к. в качестве прерывателя хода использовался маленький, но такой привычный в башенных часах маятник. Работать эти часы могли только в одной плоскости. Для создания полноценных индивидуальных часов этого было мало. Необходимо было сконструировать миниатюрную и функционирующую в любой плоскости по отношению к земле систему прерывания хода (маятник, или баланс). Таким конструктивным решением явилось изобретение шпиндельной системы прерывания хода в сочетании с уравновешенным маятником, или осциллятором. Результатом объединения этих изобретений стало появление в первой половине 16 в. первых индивидуальных часов. Маятник в этих часах — осциллятор, представлял собой планку с равноудаленными от ее центра грузами. В центр планки вставлялся шпиндель, представляющий собой стальную ось с расположенными на ней на разной высоте и под углом друг к другу стальными флажками — полетами. Ходовое колесо при вращении задевало верхнюю полету, маятник при этом совершал круговое движение, а нижняя полета останавливала ходовое колесо и затем под ее воздействием, маятник вращался в обратную сторону, подставляя ходовому колесу опять верхнюю и т.д.. Создание такой системы прерывания хода позволило часовым мастерам собирать часы, по которым с относительной точностью можно было определить время в любой момент и, главное, их можно было носить с собой не боясь, что на цепи или на шатлене они остановятся. Необходимо отметить, что карманы на одежде тогда еще не придумали.
Шпиндельная система спуска оказалась настолько функциональной, что применялась мастерами более 200 лет. В последствии, помимо шпиндельной системы спуска уже были изобретены и дуплексная, и цилиндровая, и виргульная, и анкерная, и хронометровая.
ЦИЛИНДР — НЕ ТОЛЬКО ШЛЯПА
В 1656 г. английский физик Гюйгенс изобретает маятник на пружинном подвесе, что резко стабилизировало периодичность его колебаний, а затем, в 1675 г. и спиральную пружину для баланса в часах. Баланс к этому времени уже окончательно приобрел привычную для нас форму колеса.
Одним из первых часовых мастеров, использовавших это изобретение в своих изделиях в 1675 г. был великий английский мастер Томас Томпион, так же посвятивший много времени этому вопросу, но изобретение Гюйгенса оказалось функциональней. Изготовленные им шпиндельные карманные часы со спиральной балансовой пружиной выгодно отличались от своих предшественников не только надежностью и устойчивостью хода вне зависимости от внешних колебаний и тряски при транспортировке, но и сравнительно высокой точностью, что позволяло использовать их в путешествиях, без оглядки на башенные городские часы, по которым обычно выставлялось время на индивидуальных часах, и дало мощный толчок для изобретения всевозможных механических дополнений, превращающих часы в более универсальный прибор. Самым распространенным из таких дополнений стал репетир, изобретенный часовых дел мастером Даниэлем Кварэ в1685г. — звуковое обозначение времени, включающееся нажатием на специальный рычаг, а впоследствии — календарь, указатель изменения фазы луны и многое другое. Самым же важным изобретением, невозможным без наличия балансовой пружины было создание хронометра, ставшего незаменимым прибором прежде всего для осуществления длительных морских экспедиций. До сих пор хронометры, произведенные английским мастером Джоном Арнольдом во второй половине 18в. считаются классикой, а изобретенный им в 1782г. компенсационный баланс применяется и в современных механических часах.
Примерно в это же время — в последней четверти 18 в. французский мастер Жан Антуан Лепин широко применяет в своих часах иную систему прерывания хода — цилиндровую. (Разные источники по-разному определяют время и авторство изобретения этой системы прерывания хода. Так, изданная в Англии энциклопедия Бэйли указывает, что цилиндровый ход изобретен в 70-х годах 18 в. Ж.А.Лепином и это наверняка ошибка, а один из наиболее распространенных американских каталогов под редакцией Гилберта, Энгла и Шугарта датирует это изобретение 1695 г. и приписывает его в числе прочих Томасу Томпиону). Как бы там ни было, суть этого изобретения сводилась к тому, что ось баланса представляла собой особым образом выточенную трубку. Особым образом выточенные зубья ходового колеса, входя в паз оси баланса, взаимодействовали с его краями. При этом с одной стороны движение ходового колеса прерывалось, а с другой — подавался дополнительный импульс для поддержания колебательных движений баланса.
Значимое отличие такой системы прерывания хода заключалось в том, что ходовое колесо располагалось в одной плоскости с остальными колесами ангранажа.
Это было очень важно, т.к. позволяло минимизировать толщину часового механизма, чего нельзя было добиться в шпиндельных часах, где ходовое колесо располагалось в перпендикулярной к ангранажу плоскости. Кроме того, цилиндровый ход позволил в конце концов отказаться от использования цепи Галле и, соответственно, фузеи, которая сначала была заменена передаточной шестерней, а затем и вовсе удалена из часового механизма. Еще одним существенным преимуществом цилиндрового хода (в частности перед дуплексным, или виргульным) была сравнительная простота изготовления цилиндра, его более высокая прочность по сравнению со шпинделем и сравнительная устойчивость хода вне зависимости от внешних воздействий. (Мы не описываем здесь еще одну систему прерывания хода — виргульную, изобретенную в 1660 г. и с некоторыми усовершенствованиями возрожденную Ж.А. Лепином примерно в 1770 г., т.к. из-за конструктивных особенностей и огромной трудоемкости в изготовлении, она не получила широкого распространения, но безусловно, виргульная система спуска была прообразом цилиндровой.)
Когда бы ни была изобретена цилиндровая система прерывания хода, своим распространением она обязана трем великим мастерам своего времени: прежде всего, как уже было сказано, это Жан Антоний Лепин; потом его эстафету перехватили сразу два величайших часовщика своих стран — Эрдли Нортон в Англии и Абрахам-Луи Бреге — во Франции. Они были современниками и конкурентами, как впрочем и другие часовые мастера этих стран, всегда конкурировавшие между собой. Но в последствии развитие часового дела в этих странах пошло по разным направлениям. В немалой степени этому способствовало бурное развитие часового дела в Швейцарии, которая после наполеоновских войн сравнительно быстро и уверенно перехватила пальму первенства у Франции, а поставив изготовление часов на поток и тщательно отслеживая коньюктуру рынка, успешно потеснила с первых позиций и Англию.
Вытеснив шпиндельный ход, цилиндровая система спуска успешно конкурировала с получившей примерно через 15 лет (благодаря английским мастерам) широкое распространение анкерной и применялась в изготовлении часов более 150 лет — до 30-х годов 20 в.
ХРОНОМЕТРОВЫЙ ХОД
Как уже говорилось выше, изобретение балансовой спиральной пружины позволило существенно улучшить точность хода часовых механизмов, но шпиндельная система спуска из-за высокой степени трения между сопрягающимися деталями, особенно между зубьями ходового колеса и полетами шпинделя, а так же ненадежности и хрупкости конструкции ангранажа, не могла обеспечить длительную, бесперебойную, а главное точную работу часов, без чего их невозможно было использовать в длительных путешествиях. Особенную необходимость в точном приборе измерения времени ощущали моряки. В 1714 г. английский парламент объявил премию в 20 000 фунтов стерлингов за изобретение точного и надежного прибора измерения времени, пригодного для использования в мореплавании. Чтобы уважаемый читатель ясно представил себе, какое значение парламент придавал этому изобретению, напоминаем, что 20 000 фунтов стерлингов в 1714 г. эквивалентны примерно 2 000 000 фунтов стерлингов в наши дни.
«Отцом» морского хронометра считается англичанин Джон Харрисон. Созданный им хронометр №1 был установлен на корабле Центурион в 1736 г. Это было очень массивное и сложное сооружение со шпиндельной системой прерывания хода, относящееся скорее к настольным часам. Он стационарно крепился на палубе корабля на специальной тумбе и был недостаточно устойчив к вибрации, тряске и другим внешним колебаниям, которым подвержено судно во время плавания.
Только четвертый хронометр, созданный Харрисоном в 1760 году был достаточно точен и компактен для использования в плаваниях, но к этому времени другие мастера, так же занимающиеся этой проблемой, буквально наступали ему на пятки.
В 1763г. французским часовых дел мастером Пьером Ле Роем мл. создается его первый хронометр с использованием температурно-компенсационного баланса.
Изобретение Пьером Ле Роем мл. температурно-компенсационного баланса, а затем в 1748 г. детента и использование их в 1766 г. в созданном им хронометре, позволило создать действительно пригодный и точный механизм для флотоводцев. Впоследствии изобретение англичанином Джоном Арнольдом в 1775 г. геликоидной пружинной спирали для баланса и компенсационного баланса позволило усовершенствовать существующий хронометр. Так был создан механизм, ставший классическим образцом для этого вида часов. Изобретение Абрахамом-Луи Бреге в 1801 г. турбийона, в конечном итоге, позволило снять практически все негативные воздействия внешней среды на точность хода часовых приборов этого типа.
Особенность хронометровой системы прерывания хода заключается в том, что вращение ходового колеса прерывается замком, установленным на специальной пружинящей планке — детенте. Это был принципиально новый подход к конструкции прерывания хода. Появилась дополнительная деталь, воздействуя на которую баланс открывал и закрывал движение ходового колеса, а ходовое колесо непосредственно с осью баланса не сопрягалось, что принципиально отличало хронометровый ход от ранее существующих шпиндельного и дуплексного, а так же от завоевывающего прочные позиции примерно в это же время — цилиндрового.
Следует учесть, что хронометр не обязательно включает в себя наличие хронометровой системы прерывания хода. По устоявшейся традиции хронометром называли любые часы с высокими характеристиками точности хода. Но наличие именно хронометрового хода само по себе определяет часы, как хронометр.
Усовершенствования хронометра, стремление минимизировать размеры этого механизма очень скоро привели к изобретению самой надежной и функциональной системы прерывания хода в часах — анкерной, которая, с некоторыми модификациями используется и в современных механических часах уже более 200 лет.
Это первые полторы главы одной неизданной книги. Поскольку издать ее можно только при желании, разрешении, и способствовании очень уважаемого мной Коллекционера (телефон которого у меня был украден вместе с мобильником), я предлагаю форумчанам пофантазировать и предложить свои варианты продолжения.